Версия для слабовидящих

(812) 612-70-34

192012, Санкт-Петербург, пр-т Обуховской обороны, д. 112, корп. 2, лит. И (ст. метро Пролетарская)

Все контакты

Разъяснения для Саморегулируемых организаций Арбитражных управляющих

06.03.2020
В целях соблюдения трудовых прав работников арбитражным управляющим при реализации своих полномочий в отношении организаций, расположенных на территории Ленинградской области и находящихся в состоянии банкротства, необходимо исполнять действующее законодательство, уделяя отдельное внимание следующим его требованиям.
Не допускать задержку выплаты заработной платы работников или выплату заработной платы в размере менее минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ) или менее размера минимальной заработной платы (ст. 133.1 ТК РФ) в Ленинградской области, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате.
При наличии в организации задолженности по заработной плате арбитражному управляющему необходимо:
- принимать исчерпывающие меры по реализации имущества в целях направления полученных средств на устранение задолженности перед действующими и бывшими работниками;
- рассматривать вопрос о привлечении третьих лиц к субсидиарной ответственности (п. 5 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
При задержке выплаты заработной платы работнику выплачивается заработная плата с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки вне зависимости от наличия такого требования работника (ст. 236 ТК РФ).
Следует соблюдать предусмотренное ст. 142 ТК РФ право работника в случае задержки выплаты заработной платы более 15 дней приостановить работу, известив об этом работодателя в письменной форме, и не присутствовать на рабочем месте до момента выплаты заработной платы (вместе с денежной компенсацией в соответствии со ст. 236 ТК РФ). За приостановку работы к работнику не может быть применено дисциплинарное взыскание (с учетом требований ст. 142 ТК РФ). На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок, соответственно, простой (ст. 152 ТК РФ) в отношении такого работника введен быть не может и в приказе о введении простоя работник не указывается.
При введении неполного рабочего времени или приостановки производства (простоя) работодатель обязан уведомить органы службы занятости населения (по месту нахождения рабочих мест работников в соответствующий филиал Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области») в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения (абз. 2 п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения)).
Если временная нетрудоспособность работника возникла до введения простоя и продолжилась в период простоя, то пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое работник получал бы по общим правилам (п. 7 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). В иных случаях на период простоя пособие по временной нетрудоспособности не назначается (пп. 5 п. 1 ст. 9 указанного закона).
Несчастные случаи с работниками подлежат расследованию и учету (ст. 227 ТК РФ). При несчастном случае работодатель обязан совершить указанные в ст. 228 ТК РФ действия. В том числе осуществить информирование в установленном в ст. 228.1 ТК РФ порядке (по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73) в течение суток при групповом, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом.
Увольнение работников допускается только по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ.
При увольнении работника в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации работодатель обязан предупредить работника не менее чем за 2 месяца до предполагаемой даты увольнения. При увольнении по указанным основаниями работнику работодателем выплачивается выходное пособие (ст. 178 ТК РФ) в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), по решению органа службы занятости населения средний заработок может быть сохранен за третий месяц со дня увольнения.
При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации работодатель не позднее чем за два месяца в письменной форме сообщает об этом в органы службы занятости населения, в выборный орган первичной профсоюзной организации, а при массовом увольнении – сообщает не менее чем за три месяца (ст. 82 ТК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения). В уведомлении органа службы занятости населения указываются сокращаемые должности, профессия, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника.
Критерий массового сокращения установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 99 (в частности, ликвидация организации численностью 15 и более работников; сокращение численности или штата в количестве: 50 и более работников в течение 30 календарных дней, 200 и более – 60 дней, 500 и более - 90 дней) и в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ).
Кроме представителя работников, избранного и действующего в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в организации может действовать первичная профсоюзная организация, представляющая интересы работников организации.
Полномочия и права первичной профсоюзной организации определяются Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», уставом соответствующего профсоюза. В частности, работодатель обязан при принятии локальных нормативных актов учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, определенном ст. 372 ТК РФ, при принятии решения об увольнении членов профсоюза – учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или получать согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа (ст. ст. 373, 374 ТК РФ).
Работодатель при наличии заявлений об удержании профсоюзных взносов обязан бесплатно удерживать и ежемесячно безвозмездно перечислять профсоюзные взносы из заработной платы работников на счет профсоюзной организации (ст. 377 ТК РФ, п. 3 ст. 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»). Удержанные и не перечисленные профсоюзные взносы относятся ко второй очереди текущих платежей, а задолженность по перечислению профсоюзных взносов, возникшая до возбуждения дела о банкротстве, - ко второй очереди реестровых требований (п. 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)»).
На работодателей (в том числе в состоянии банкротства) возложена обязанность предоставлять ежемесячно органам службы занятости (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона о занятости населения):
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (форма и порядок предоставления информации утверждены приказом комитета по труду и занятости населения Ленинградской области от 12 сентября 2016 года № 26; информация предоставляется не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца лично, по почте, по электронной почте в отсканированном виде в филиалы Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области» по месту нахождения работодателя, по месту нахождения обособленных подразделений);
- информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Работодателям в зависимости от численности работников законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема инвалидов (ч. 1 ст. 21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В Ленинградской области установлена квота для приема инвалидов (ст. 2 Областного закон от 15 октября 2003 года № 74-оз «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области»): при численности работников более 100 – в размере 3% среднесписочной численности; при численности работников от 35 до 100 – в размер 1 % среднесписочной численности.
При исчислении квоты в среднесписочную численность не включаются работники, работающие во вредных и (или) опасных условиях труда. При расчете квоты для приема на работу инвалидов применяется принцип математического округления к ближайшему целому числу.
Форма и порядок предоставления сведений об исполнении квоты для приема инвалидов утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 15.07.2010 № 174.
Арбитражным управляющим следует учитывать, что за нарушение требований действующего законодательства, в том числе за непредоставление в установленном порядке информации в органы службы занятости населения, предусмотрена административная ответственность.
Во исполнение решения межведомственной рабочей группы по вопросам соблюдения трудовых прав граждан на территории Ленинградской области, содержащегося в п. 1.3 протокола от 06.12.209 № 2, настоящие разъяснения подготовлены совместно:
- Государственной инспекцией труда в Ленинградской области (тел. 8(812) 612-70-34; 8(981) 949-60-12; git47@rostrud.r; 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 112, лит. И);
- Комитетом по труду и занятости населения Ленинградской области (телефон горячей линии: 8 (800) 350-47-47; ktzn_lo@lenreg.ru; 198207, Санкт-Петербург, Трамвайный пр., д.12, корпус 2);
- Общественной организацией Межрегиональным Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединением организаций профсоюзов «Ленинградская Федерация профсоюзов» (тел. 8 (812) 571-13-17; pravo@lfp.spb.ru; 190098, Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 4).
Вы можете обращаться по указанным выше контактам для получения консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, а также в случае возникновения необходимости участия представителей составителей настоящих рекомендаций в семинарах для членов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих по вопросам соблюдения трудового законодательства.